МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова
г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Проект «Семь четвергов»

    ​ Открыта запись на участие в профориентационном проекте «Семь четвергов»

    Идея проекта:

    Основная идея проекта в том, что всем учащимся с 8 по 11 класс, проявляющих интерес, способности, одаренность в предметной области “Филология” предлагается выбрать один из профориентационных треков и пройти курс-погружение в одну из профессий: поэт/литературовед, писатель/литературный критик, журналист/копирайтер/корреспондент.

    Отличительной особенностью проекта является привлечение специалистов из самых разных структур, профессионалов своего дела для обучения участников проекта литературному ремеслу и журналистике.

    Особенности проекта:

    Курс представляет собой серию мероприятий гимназического, муниципального уровней, реализуемых в течение восьми недель. На открытие курса приглашаются социальные партнеры, хедлайнеры проекта, которые будут тьюторами для учащихся в течение курса. Завершающим событием курса становится творческий экзамен, где учащиеся представляют результаты работы, проделанной ими на курсе.

    Партнеры проекта:

    ООО Сургутинформтв, СурГПУ Филологический Факультет, газета «Сургутская трибуна», ЦГБ, писатели и поэты Сергей Ильиных, Виктор Гаврилов, Лидия Салахитдинова, блогер Олег Избаш и другие.

    Развитие читательской грамотности и профориентация:

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Профориентация – это процесс осознания своих склонностей и способностей к определенному виду деятельности осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний и умений для овладения конкретной профессией. Проект дает шанс участникам оценить свои возможности, развить уверенность в собственных силах в выборе желаемой деятельности.

    Сроки реализации:

    Каждый четверг февраля и марта с 14.50 до 16.20

    ПРОЕКТ «СЕМЬ ЧЕТВЕРГОВ»
    (развитие читательской грамотности, литературного творчества
    и профориентация учащихся в предметной области филология)

    г.Сургут, 2022

    Профориентационная работа в школе основывается на спорных приоритетах. Прямо или косвенно она ориентирует школьников на приоритетность их интересов. В то время, как выбор профессии по интересам - это идеальная ситуация. Однако, интересы подростков зачастую имеют неустойчивый характер, они могут меняться. Слабое звено современного устройства школьной профориентации в том, что школа не выявляет всех возможных способностей подростка (как потенциального работника) к разным видам занятости. Зачастую профориентационная работа не подкреплена практической частью, не дает школьнику опыта использования своего трудового потенциала как способности к процессу труда как таковому. Неустойчивость интересов ведет к случайному (необоснованному) выбору профессии, а случайно выбранной профессией не так дорожишь.

    Для того, чтобы качественно организовать профориентационную работу в гимназии, а также с целью развития читательской грамотности, был разработан инновационный проект, направленный на создание условий, способствующих профориентации обучающихся в предметной области “Филология”, духовному развитию обучающихся, расширению их социального опыта, развитию у учащихся функциональной грамотности.

    Актуальность проекта

    Говоря об актуальности проекта, приведу цитату Президента России В.В. Путина из его выступления на пленарном заседании съезда Общества русской словесности: «Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире». Таким образом, развитие русского языка и литературы является одним из приоритетов государственной политики РФ.

    Актуальность проекта также обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, среди которых: формирование готовности к осознанному выбору профессии с учётом устойчивых познавательных интересов. Также, формирование функциональной грамотности учащихся.

    Практикоориентированность данного проекта позволит учащимся применить свои умения в области их интересов и решить реальные практические задачи. Подобное погружение в профессиональную практику, общение с профессионалами, возможность учится у них обеспечат учащемуся наиболее полное представление о желаемой профессии и осознание остается ли выбранное поле деятельности в сфере приоритетных интересов или же не подходит для дальнейшего углубления и стоит выбрать другой вид занятости.

    Основная идея проекта: Проект реализуется по трем профессиональным направлениям: «Поэзия», «Проза», «Журналистика». На каждое направление набираются группы учащихся с 8 по 11 класс в составе 20 человек. Разрабатываются три учебных модуля по трем профессиональным направлениям. Каждый модуль представляет собой серию мероприятий гимназического, муниципального и регионального уровней, направленных на развитие литературного творчества и профориентацию учащихся в предметной области филология. Мероприятия проходят одновременно для всех трех групп, каждый четверг, на протяжении восьми недель.

    Отличительной особенностью проекта является привлечение специалистов из самых разных структур, профессионалов своего дела для обучения участников проекта основам литературного творчества и журналистики. Через серию встреч и мастер-классов с приглашенными специалистами и педагогами учащиеся получат представление о профессиях в предметной области филология. Так, например, участник, пишущие стихи, посещают лекции, мастер-классы творческие встречи с поэтами родного города, тем самым, узнают об особенностях жанра из первых уст, а также получают представление о работе писателя, о том, где можно публиковать свои стихи, о востребованности специалистов-литературоведов и специфике их профессии. Учащиеся, желающие попробовать себя в роли журналиста, посещают городскую телестудию, для них организуются лектории и мастер-классы от известных блогеров и журналистов города, ученики постигают основы копирайтинга и публикуют в реальных изданиях свои первые статьи. В итоге прохождения учебного модуля учащиеся получают представление о профессиях в области филология, что помогает им в дальнейшем профессиональном самоопределении.

    Механизмы реализации проекта.

    Первый этап реализации проекта – организационный. Цель данного этапа - проведение аналитической и диагностической работы, разработка плана-графика реализации проекта и локальных актов. Поиск и привлечение социальных партнеров, заключение договоров о социальном партнерстве, согласование проекта с департаментом образования Администрации города. Второй этап (15.01.2022-25.03.2022) – внедренческий. Целью второго этапа является реализация основных мероприятий проекта, мониторинг промежуточных результатов реализации проекта. Третий этап (01.04.2022-10.06.2022) – аналитический.

    Программа проекта составлена на основе анализа программ множества существующих литературных школ, курсов журналистики, поэтических клубов, таких как «Школа журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста», «Школа журналистики и медиакоммуникаций» Высшей Школы Экономики, «Школа писательства Сергея Лукьяненко» и других.

    Подробная программа с тематикой мероприятий представлена в нижеследующей таблице.

    Всего в проекте приняло участие 64 ученика из 16 школ, гимназий и лицеев города Сурут. До финала дошли не все, кто-то из ребят на первой встрече уже понял, что не так глубоко увлекаются литературой, кто-то посетил 3 мероприятия, и испытывал трудности или отсутствие мотивации в выполнении творческих заданий, которые давались после занятий. Но в итоге 30 учащихся дошли до конца, выполнили письменные работы и получили ощутимые результаты от участия в проекте.

    В группу «7 четвергов лирики» собрались 19 учащихся. Среди них те, кто пишет стихи давно, и те, кто только хотел бы научиться писать. Три четверга участники группы Поэтов провели в литературном клубе «Северное сияние» на базе центральной городской библиотеки. Сначала онлайн, а потом очно, с ребятами работала руководитель клуба, поэтесса, главный редактор программы «Тип-топ новости» на городском телевидении - Нина Энриковна Сергеева. Она знакомила ребят с рифмой, ритмом, символами, основами саморедактуры.

    Третий четверг запомнился знакомством с поэтами Сургута Виктором Гавриловым и Сергеем Ильиных. Встреча в формате «OPENtalk» прошла в историческом парке «Россия - Моя история. Югра» и транслировалась в прямом эфире на ютуб канале музея. Виктор Викторович Гаврилов, доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ, кандидат педагогических наук. Сергей Владимирович Ильиных – главный редактор газеты СурГУ «Северный университет». Есть ли ещё в современном мире место русскому слову и профессии писателя? Получать ли образование в области филология? Что связывает поэзию с журналистикой? Где сегодня востребован мастер слова? На эти и другие вопросы участников проекта отвечали два Сургутских писателя.

    17 учеников объединились в группу, чтобы учится у лучших мастеров Сургута писать прозу. Во второй четверг вместе с доктором фил наук, профессором СУргПУ Дмитрием Ларковичем дети знакомились с образной природой художественного слова.

    Третий и пятый четверг дети также провели с преподавателями Филологического факультета нашего пед университета: ребята учились избавляться от штампов в рассказах и новеллах, учились писать фантастические истории, описывать образ главного героя, соблюдать композицию текста и придумывать неожиданный финал.

    На всем творческом пути начинающих прозаиков сопровождали лучшие педагоги Филологического факультета Педагогического университета: Дмитрий Владимирович Ларкович, Виктор Викторович Гаврилов, Олььга Викторовна Руднева, Екатерина Анатольевна Авдеева.

    Активные, креативные и амбициозные – вот какие участники группы 7 четвергов журналистики.

    За время проекта ими были написаны миниатюры на тему Школа, эссе о жизни после коронавируса, интервью с учителем, короткие новостные заметки и репортажи о проекте. Знаковым результатом стало то, что два ученика 11-го класса смогли опубликовать свои новости на информационном сайте «Сургутская трибуна», еще одна ученица имела возможность взять интервью у звезд местного телеканала.

    В четвертый четверг в арт резиденции прошел мастер класс от корреспондентов Сургутской трибуны. Журналисты учили ребят писать новости, готовить вопросы для интервью, подбирать фото к материалу статьи, и просто рассказывали о том, как обычно это происходит, из каких источников узнавать информацию, сколько времени есть на подготовку материала и так далее.

    А шестой четверг стал самым знаковым событием –телеведущие Серей Большов и Данил Прилуцкий посетили гимназию и рассказали о секретах работы журналиста, о рисках и возможностях этой не простой, но увлекательной профессии.

    Подводя итог, скажу, что я получила много слов благодарности от детей, которые дошли до финала, которые действительно увлечены литературой и хотят в этом развиваться. Мы получили несколько по-настоящему талантливо написанных произведений. События, которые были организованы, знакомства, которые были заведены для многих ребят стали отправной точкой, стимулом для дальнейшего развития собственного литературного творчества. Поэтому проект будет жить и дальше. Однако, нужно понимать, что такие масштабные мероприятия требуют тщательной организации, в них задействовано много людей и пространств. Поэтому, конечно, такой проект требует финансирования, грантовой поддержки. Инструментами финансирования при планировании проекта могут быть спонсоры, меценаты, участие в конкурсах на выделение гранта, поддержка попечительского совета, привлечение волонтеров.

    Руководитель проекта, Ивонина Анастасия Сергеевна,
    учитель английского языка высшей категории МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова

    Ссылки на интернет-ресурсы о проекте:

    Новости проекта на сайте гимназии

    на старом сайте:

    Трансляция встречи с писателями Сургута В.В. Гавриловым и С.В. Ильиных
    https://vk.com/video-187919737_456239765

    Встреча учеников с тележурналистами СургутинформТВ
    https://www.youtube.com/watch?v=SkkrPmMfN9s

    Запись занятия группы «Лирики» в Центральной библиотеке имени А.С.Пушкина
    https://slib.ru/novosti/za-chto-otvetstvenen-poet

    Новости о проекте на сайте департамента образования г.Сургут
    https://edu-surgut.ru/news/view.php?id=7344&dir=news

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie